Как построить финансовую модель

В области оценки инвестиций и бизнес-планирования все еще бытует множество неясностей. Попробуем разобраться, как правильно построить финансовую модель.

Бизнес-план нужен тогда, когда возникает идея нового бизнеса, инновации, инвестиционного проекта, модернизации существующего производства. Эти мероприятия требуют для своей реализации, помимо прочего, финансовых ресурсов. Чтобы профинансировать проект, необходимо убедить собственника, инвестора, кредитора в том, что проект хороший, то есть принесет выгоду. В этот момент и возникает потребность в бизнес-плане, составной частью которого является финансовая модель.

Помимо описания бизнес-идеи и соответствующих технических, организационных, маркетинговых аспектов будущей деятельности в процессе бизнес-планирования необходимо провести подробный расчет проекта в денежном выражении. Естественно, для проекта, который состоится в будущем, речь идет о прогнозах, ожиданиях, оценках, и чтобы проиграть различные варианты, оценить финансовую реализуемость и коммерческую эффективность, требуется финансовая модель.

Финансовая модель – это ядро любого бизнес-плана. Она представляет в стоимостном выражении всю информацию об инвестициях в реальные активы, способах и схемах их финансирования, индивидуальных особенностях налогообложения и ценообразования конкретного инвестора, а также отражает возможное влияние экономического окружения.

Самое главное при определении подходов к построению финансовой модели – проникнуться идеей оценки инвестиций на основе денежных потоков. Как показывает практика, основная сложность скрывается в том, что множество специалистов решают экономические задачи, связанные с анализом финансовой отчетности действующего предприятия. И при этом в большинстве стран акцент, как правило, делается на две формы финансовой отчетности: баланс и отчет о прибылях и убытках. Между тем отчету о движении денежных средств в обычной хозяйственной жизни уделяется крайне мало внимания.

Оценка инвестиций – это сложная задача, для решения которой используется ставший уже классическим анализ движения денежных средств. Всем известные показатели эффективности – NPV (чистый дисконтированный доход), IRR (внутренняя норма доходности), PI (индекс рентабельности), DPBP (дисконтированный срок окупаемости) – вычисляются на базе дисконтированных денежных потоков будущего проекта. Кроме эффективности, финансовая модель позволяет оценить и такой важный аспект, как потребность в финансировании.

Массу сложностей вызывает построение самой финансовой модели бизнес-плана. Практически у всех, кто приступает к бизнес-планированию, возникают вопросы:

(самый первый и «любимый») как учитывать амортизацию;

в чем отличие денежных потоков от прибылей и убытков;

каким способом строить денежные потоки – прямым или косвенным;

когда и каким образом учитывать финансирование со стороны.

Прибыль – возможность, деньги – факт

Прибыль организации — это финансовый результат, который рассчитывается исходя из договоренности о том, что может считаться прибылью. В то же время денежные потоки объективно измеряются и фиксируются в учете. Иными словами, прибыль – это возможность, деньги – это факт.

Формирование информации о прибыли происходит по правилам бухгалтерского учета на базе двух допущений. Первое – о временно́й определенности фактов хозяйственной деятельности. Предполагается, что операции относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими операциями. Это допущение связано с понятием «метод начисления» (accrual basis of accounting) и воплощает три основополагающих принципа учета:

  • принцип периодичности – экономическая деятельность организации делится на искусственные временны́е периоды (месяц, квартал, год);
  • принцип признания доходов – доходы признаются (т.е. отражаются в финансовой отчетности) по следующим критериям : 1) юридическому (право на получение дохода подтверждается документально), 2) критерию измеримости (сумма выручки может быть определена), 3) критерию реализованности (в оплату получен актив ), и др.
  • принцип соотнесения затрат и доходов – по общему правилу следования расходов за доходами (т.е. понесенные расходы признаются тогда, когда признается связанный с ними полученный доход).

Второе допущение – это допущение непрерывности деятельности. Предполагается, что организация собирается продолжать свою финансово-хозяйственную деятельность в ближайшем будущем и у нее не возникнет намерения или потребности в ликвидации.

Аналитикам и принимающим решения следует иметь в виду, что отчет о прибылях и убытках не базируется на текущих потоках денежных средств, а предназначен лишь для измерения долгосрочных средних чистых денежных потоков.

Итак, различия между прибылью и денежными потоками связаны, во-первых, с существующими принципами учета, а во-вторых, с составом элементов, отражаемых в денежных потоках, но не отражаемых в прибыли (и наоборот). Примеры таких элементов и операций приведены в таблице:

Примеры операций Отражение в денежных потоках Отражение в прибылях и убытках
Получение и возврат кредита (основной долг) + -
Начисление процентов по кредиту - +
Уплата процентов по кредиту + -
Оплата приобретаемого основного средства + -
Поступление задолженности по оплате проданного товара + -
Переоценка активов - +
Уплата НДС в бюджет + -
Взносы в уставный капитал + -

Показатели эффективности

Очень важно четко определить сущность и характер деятельности, для которой строится финансовая модель. В большинстве случаев бизнес-планирование служит для оценки эффективности и привлечения финансирования в инвестиционные проекты, связанные с созданием или модернизацией предприятий или инфраструктурных объектов. Необходимо отличать его от планирования (или бюджетирования) на действующем предприятии, представляющего собой прогнозирование периодичной финансовой отчетности в одной или двух-трех основных формах, в зависимости от потребностей.

Для оценки отдельно взятых инвестиционных проектов разработаны специфические принципы оценки и показатели проектной эффективности.

Очень важно, что эти показатели (NPV, IRR, PI, DPBP) определяются за весь период исполнения проекта. Они в принципе не вычисляются по данным бухгалтерской отчетности действующего предприятия и не имеют в ней аналогов. Расчет показателей осуществляется на основе прогнозных денежных потоков проекта, которые строятся в ходе финансового моделирования будущей деятельности на всем горизонте планирования.

Проект или действующее предприятие?

Принципиальное различие состоит в самой экономической природе проектной деятельности и постоянной деятельности предприятия. Основным признаком проекта является его ограниченность во времени, в то время как предприятие действует непрерывно и неопределенно долго.

Американский институт управления проектами (Project Management Institute), который разрабатывает требования для международной сертификации специалистов в данной области, выпустил и обновляет стандарты «Руководство к Своду знаний по управлению проектами» (Руководство PMBOK®). В соответствии с этим руководством проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Все проекты имеют ряд общих признаков:

- направлены на достижение конкретной и четко установленной цели;

- имеют ограниченную протяженность во времени с определенными моментами начала и завершения;

- отличаются неповторимыми условиями и по-своему уникальны;

- предполагают координированное выполнение ряда взаимосвязанных действий;

- характеризуются последовательной разработкой, что означает развитие по этапам и протекание по шагам.

Что делать с амортизацией?

Для выбора способа моделирования нужно прежде всего рассмотреть структуру денежных потоков. При этом важно понимать технологию их исчисления.

Существует два способа отражения денежного потока − прямой и косвенный, и два вида отчетов о движении денежных средств, им соответствующих. При прямом способе составление отчета начинается со статьи «Поступление денег в виде выручки» и далее включает в себя все денежные расходы и прочие поступления и выплаты. При косвенном способе составление отчета начинается с чистой прибыли и далее отражает изменения по счетам между периодами.

Прямой способ фиксации денежных потоков фирмы предполагает непосредственное измерение входящих и исходящих платежей, производимых и получаемых фирмой, по соответствующим статьям. В денежных потоках, учитываемых прямым способом, амортизация, естественно, отсутствует (т.к. не является оттоком денег).

Косвенный способ исчисления денежного потока применяется чаще всего тогда, когда в качестве информации о деятельности фирмы доступна только бухгалтерская отчетность (например, для целей финансового анализа). Тогда есть возможность восстановить чистый денежный поток за период по следующей формуле:

ЧДП = ЧП + А − ЗК − ΔЧОК,

где ЧДП − чистый денежный поток,

ЧП − чистая прибыль,

А − амортизация,

ЗК − капитальные затраты,

ΔЧОК − изменение чистого оборотного капитала (изменение текущих активов минус изменение текущих пассивов).

В косвенном способе определения денежного потока амортизация вроде бы явно присутствует. Однако при определении прибыли амортизация вычитается, так как является составляющей себестоимости, а затем, при вычислении денежного потока, прибавляется к чистой прибыли. Таким образом, амортизация прямо не влияет на движение денег, а лишь косвенно учитывается при исчислении платежей по налогам на имущество и прибыль.

Оба способа могут применяться как для составления ретроспективных отчетов, так и для прогнозирования проектной деятельности или отчетности предприятия.

Прямой или косвенный

Казалось бы, величина ЧДП в обоих способах должна получаться одной и той же. Однако при косвенном построении это верно лишь приблизительно, в среднем, для долгосрочного периода, так как оно базируется на бухгалтерской прибыли. Такой способ годится преимущественно для оценки деятельности постоянно действующего предприятия.

Для оценки проектов косвенный способ может иметь весьма ограниченное, частное применение. Основное препятствие состоит в том, что при этом способе никак не отражается движение денег по НДС, в то время как для оценки финансовой реализуемости необходимо построение всех денежных потоков в полном размере выплат и поступлений. Таким образом, модель косвенных денежных потоков может использоваться только на начальной стадии экспресс-оценки эффективности проекта. Кроме того, гораздо проще и логичнее строить финансовый план проекта, непосредственно представляя, какие платежи будут осуществляться в процессе этой деятельности.

Построение финансовой модели

Рассмотрим моделирование денежных потоков бизнес-плана прямым способом. Для облегчения этого непростого процесса служит разработанный нами алгоритм. Очень часто в компаниях создаются собственные разработки в среде Excel, что целесообразно для отражения индивидуальных отраслевых и проектных особенностей, а также для формирования комплексных стратегических планов. Понимание структуры модели необходимо даже и в том случае, если проектный аналитик собирается применять готовые специализированные компьютерные программы для оценки инвестиций.

Финансовая модель должна отражать все денежные потоки, генерируемые в ходе будущей деятельности на горизонте планирования по шагам (периодам):

денежные притоки (ICF – In Cash Flow);

денежные оттоки (OCF – Out Cash Flow).

В модели определяются результаты на каждом шаге:

сальдо денежных потоков, или чистый денежный поток (NCF – Net Cash Flow), то есть разность денежных доходов и расходов;

кумулятивный денежный поток, то есть сумма чистых денежных потоков нарастающим итогом с начала проекта до текущего шага включительно.

Денежные потоки традиционно подразделяются на операционные, инвестиционные и финансовые. Для целей алгоритмизации мы выделили также налоговые платежи.

Информационно-логическая модель (см. рисунок) представляет, каким образом и в какой последовательности различные блоки данных и расчетов соотносятся между собой.

Рисунок

Рекомендуемая последовательность расчетов при создании финансовой модели следующая:

A – B – C – D – E – (F – G) – [L] – H – K – M – N

Блоки моделирования учетных величин – амортизации, показателей отчета о прибылях и убытках – ориентированы на определение сумм выплат налогов и взносов. Завершают моделирование расчет показателей эффективности на основе денежных потоков и построение отчетов и графиков для документов бизнес-плана.

Порядок моделирования блоков D, E и связки (F – G) не является строго фиксированным. Их можно менять между собой местами, важно лишь, что E (расчет страховых взносов) и связка (F — G) (амортизация и расчет налога на имущество) должны предшествовать блоку H (моделирование отчета о прибылях и убытках), так как взносы, амортизация и налог на имущество являются расходами и уменьшают базу налога на прибыль. При этом очевидна строгая последовательность в связке (F – G), так как базой расчета налога на имущество (блок G) является средняя остаточная стоимость основных средств, для определения которой используется информация о начисленной амортизации (блок F).

С соответствующими изменениями логика алгоритма применима и для малых предприятий, ведущих учет по упрощенной системе налогообложения.

Моделируем в два этапа

На первом этапе моделирования проекта оценивается привлекательность конкретного вида деятельности в целом. При этом предполагается, что у проекта единственный участник, и у него достаточно средств для его осуществления. На этом этапе блок L с денежными потоками, связанными с финансированием плана, как правило, отсутствует. Однако если по самому проекту предусмотрена некоторая финансовая деятельность (например, перечисление денег на депозит, финансовые вложения в ценные бумаги и т.д.), то все денежные оттоки и притоки по ней непосредственно моделируются в данном блоке уже на первом этапе.

На втором этапе моделирования бизнес-плана оценивается эффективность и реализуемость проекта для отдельного участника за счет собственных средств. Здесь должно быть отражено движение денежных потоков, связанных с осуществлением подобранной схемы финансирования проекта. Чаще всего используется кредитование, но могут быть и другие способы финансирования. Если применяется несколько источников и способов, то все соответствующее движение денег находит отражение в блоке L. Следует так организовать модель, чтобы при появлении финансовой деятельности информация о процентных расходах (или доходах) из блока L поступала в блок H.

Лица, рассматривающие бизнес-план, как правило, интересуются прогнозным отчетом о прибылях и убытках. Этот отчет в любом случае формируется в ходе финансового моделирования для определения размера денежных выплат по налогу на прибыль.

Проекты могут быть самых разных масштабов. Для крупных проектов бизнес-планированием, скорее всего, будет заниматься специально привлеченная команда консультантов, в то время как для малого проекта бизнес-план зачастую составляет сам автор идеи. Но в любом случае понимание логики построения финансовой модели необходимо для успешного составления бизнес-плана. Предложенный алгоритм является ценным методическим подспорьем как для профессионального бизнес-консультанта, так и для начинающего предпринимателя.

Наши методические разработки увеличивают шанс малому бизнесу обойтись без услуг сторонних консультантов. А также могут помочь всем собственникам, менеджерам, инвесторам и другим участникам проектов эффективно справляться с процессом бизнес-планирования и добиваться успехов в бизнесе.